Петергоф — город фонтанов

Петродворец — всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль.

Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица — Петербург.

Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело — Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.

Фонтаны «Менажерные»
Партерные фонтаны, составляющие композиционное единство с «Золотой горой», стали называться Менажерными лишь в середине XIX столетия, хотя их автор — сам царь Петр I. «Менажерный» в переводе с французского означает «бережливый». Действительно, огромные 15-метровые водяные столбы производят впечатление невероятной мощи и многоводности, однако на самом деле они — полые. Для этих фонтанов Петр приказал отлить по своему собственному чертежу особые медные насадки, которые привинчивались к выходным отверстиям фонтанных труб. Форсунка каждого фонтана представляет собой трубу диаметром 30 см, в которую вставлен конус, обращенный вершиной вниз. Между опрокинутым конусом и стенками трубы остается кольцевой зазор, через который под большим напором и вырывается высокий полый столб воды. Конструкция петровских насадок сохранилась до настоящего времени.

Фонтаны «Клоши»
В 1724 году возле дворца «Марли» в западной части Нижнего парка, на аллее вдоль водоема предполагалось соорудить четыре фонтана на сюжеты басен Эзопа. Однако замысел не был осуществлен, и на подготовленные места из арок грота Большого каскада перенесли фигуры четырех «Тритонов», выполненных в 1721 году из бронзы по рисунку архитектора И.-Ф. Браунштейна. Деревянные чаши с трубочками, из которых била вода над головами «Тритонов», в конце XVIII века заменили плоскими дисками с выходом водовода в центре. Вытекающая под малым напором вода образовывает подобие колокола. «Тритоны», окруженные прозрачной пеленой, словно находятся в родной стихии подводного царства. С тех пор фонтаны стали называться «Клошами», что в переводе с французского означает «колокола».
Уничтоженные во время Великой Отечественной войны, «Клоши» были воссозданы в 1955г.

Фонтан «Солнце»
Оригинальный и технически сложный фонтан «Солнце» находится рядом с дворцом Монплезир. При Петре I водоем фонтана относился к территории Менажерии, где находились экзотические птицы в вольерах и звери для царской охоты. В те времена в этом водоеме содержались огромные осетры, доставлявшиеся в императорские сады с Волги, плавали утки, гуси, лебеди. В 1721-1724 годах по распоряжению Петра I H. Микетти установил в нем фонтан с 12 дугообразными струями вокруг центрального водяного столба, поднимающегося с поверхности воды бассейна. Полвека спустя архитектор Ю. Фельтен переоборудовал водоем в купальню, окружив его высокими стенами и изменив фонтан. В камере пьедестала фонтана поместили колесо, приводимое в движение водой. Эта турбина в свою очередь вращала столб, на вершине которого находились диски с отверстиями. Вырывающиеся из них струи напоминали расходящиеся солнечные лучи, поэтому фонтану и дали название «Солнце».
Разрушенный в годы войны фонтан был полностью восстановлен в 1957 году и принцип его действия остался прежним.

Фонтан «Пирамида»
Фонтан «Пирамида» возник ещё при Петре I, по инициативе самого императора, тогда же получил своё название в честь необычной формы, во многом взятой с Версальского «обелиска» (1704-1705 годы Арх. Ж. Ардуан-Монсар). Впервые фонтан упомянут в Петровском указе лета 1721 года : «Пирамиду водяную с малыми кашкадами, и к ней садить лес по чертежу кленовой, липовой, или ольховой, по месту смотря».

Правда, главный петергофский архитектор Н. Микетти, которму было велено разработать проект фонтана, на первоначальном эскизе изобразил вовсе не пирамиду с четырёхгранным основанием, а фактически полную копию с Версальского трёхгранного «обелиска» (1704-05 годы, арх. Ж. Ардуан-Монсар).

Однако Пётр (ещё в своём указе давший понять, что хочет иметь в своём приморском детище именно «Пирамиду»), что было справедливо, учитывая четырехугольную форму избранного для фонтана участка — своей рукой приписал: «делать по сей фигуре, а пирамида была б внизу на четыре уголка». Это и определило неповторимую форму фонтана.

Фонтаны «Шутихи»
Развлекательные фонтаны относятся к числу интереснейших достопримечательностей Нижнего парка. В куртинах, примыкающих к перекрестку Марлинской и Монплезирской аллей, к югу от памятника Петру I скрыты фонтаны-шутихи «Зонтик» и «Дубок», а рядом с дворцом Монплезир, в саду, примыкающем к нему, расположены «Диваны».

Отличавшиеся большим разнообразием, водяные забавы были особенно распространены в XVIII веке в парках феодальной знати Западной Европы, о чем было известно и в России. Появление подобных сооружений в Петергофе — дань моде того времени.

Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей (представим себе дам и кавалеров в пышных костюмах XVIII века!).

Фонтан «Зонтик» создан в 1796 году по проекту архитектора Ф.Броуэра. Вокруг массивной подставки устроена скамья. Над ней — широкий зонт, увенчанный изящной резной шишкой, по форме напоминающей ананас. По краям зонта — яркие фестоны, окрашенные во все цвета радуги. Они закрывают 164 маленькие трубочки с отверстиями, которые направлены к земле. Когда посетитель парка зайдет под зонтик и сядет на скамейку, внезапно включается фонтан. Из трубочек с шумом вырываются струйки воды, и человек оказывается как бы в водяной клетке. Сухим отсюда не выйти.

В течение XIX века фонтан подвергался неоднократным переделкам, приведшим к искажению его первоначального облика. Верхней части всего сооружения была придана форма шляпки гриба (отсюда его второе название — «Грибок»), менялось и количество «форсовых» трубочек. В 1826 году их насчитывалось 134, а в 1868 году показано, что при действии фонтана «вода, падая с окраины шапки гриба из 80 трубочек, образует неожиданно вокруг скамейки водяную отвесную стенку».

В годы войны фонтан был разрушен. От него остались только часть изуродованной кровли и обломки деревянного ободка с несколькими поврежденными трубочками. Фонтан реставрировали по чертежам XVIII века. Он был введен в действие 11 сентября 1949 года. В 1954 году мастер-резчик Г.Симонов изготовил из дуба фестоны и венчающую шишку.

Фонтаны «Адам» и «Ева»
От Больших цветников или от Воронихинских колоннад любая аллея в северном направлении (к Финскому заливу) приведет на Марлинскую аллею. По оси этой двухкилометровой аллеи на восточной и западной границах центрального ансамбля устроены два фонтана, одинаковые по своему оформлению. В восьмигранных гранитных бассейнах посреди шестнадцати веерообразных мощных струй, вырывающихся из груды туфа, стоят мраморные статуи Адама и Евы. Статуи выполнены венецианским скульптором Джованни Бонацца в 1718 г.

Предположительно это «вольные копии» с оригинала А. Рицци, скульптора XV в., украшавшего Палаццо венецианских дожей. Доставленные в Россию скульптуры были сначала установлены на пьедесталах на пересечении Марлинской аллеи с другими аллеями. И лишь в 1722 г. скульптура Адама заняла свое место в специальном фонтанном бассейне, сооруженном по проекту Н. Микетти под руководством И. Браунштейна. В 1726 г. на западной границе центрального ансамбля симметрично фонтану «Адам» под руководством архитектора Т. Усова сооружен фонтан «Ева». Библейские прародители человечества аллегорически прославляют Петра I и Екатерину I как «прародителей Российской империи».

После незначительных переделок в середине XVIII в. облик фонтанов в течение XIX—XX столетий не менялся. Из всех фонтанов парка лишь в этих двух сохранилась скульптура Петровской эпохи. Фонтаны «Адам» и «Ева» являются уникальными памятниками начальной поры строительства Петергофа.

Оставьте комментарий